1. Ознакомиться с антикоррупционным законодательством:
Российская Федерация в 2006 году ратифицировала две
международные конвенции, посвященные теме коррупции:
• "Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию" (заключена в г.
Страсбурге 27.01.1999);
• "Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции" (принята в
г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании
58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
• Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
- базовый документ, который на законодательном уровне определяет
профилактические меры. Помимо него, ориентироваться следует, в том числе,
на:
• Федеральный закон от 25.12.2008 № 274-ФЗ;
• Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ;
• Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы,
утвержденный указом президента РФ от 29.06.2018 № 378;
• Указ президента РФ от 15.07.2015 № 364.
На основании этих нормативных актов и рекомендаций Министерства
труда на предприятиях издают положение об антикоррупционной политике на
2020 год, дорабатывая его по мере необходимости.
2. Ознакомиться с документами и рекомендациями по
антикоррупционной политике
❖ Меры по предупреждению коррупции и рекомендации по оценке
коррупционных рисков
❖ Методические рекомендации по разработке и принятию организациями
мер по предупреждению и противодействию коррупции
❖ Памятка: Закрепление обязанностей работников организации,
связанных с предупреждением коррупции, ответственность и
стимулирование
3. Следовать перечню основных действий по введению
антикоррупционной политики (из вышеизложенных документов)
3.1. Определение антикоррупционных подразделений, распределение их
функций и создание условий для эффективного функционирования этих
подразделений.
3.2. Оценка коррупционных рисков. Прежде, чем разрабатывать и
внедрять меры по предупреждению и противодействию коррупции,
организациям рекомендуется провести детальный анализ бизнес-процессов
для определения наиболее вероятных коррупционных схем и оценки
последствий их использования. В дальнейшем такой анализ следует проводить
на постоянной основе.
(См. Рекомендацию по оценке рисков)
3.3. Регулирование конфликтов интересов. В "Мерах" дано определение
конфликта интересов, описан механизм его выявления и урегулирования
3.4. Введение системы антикоррупционных стандартов.
Подразумевается работа по введению широкого спектра правил поведения
работников и создание системы корпоративной этики. Подобный набор
правил предлагается разрабатывать индивидуально для каждой организации,
отталкиваясь от ее специфики, и также закреплять в локальном нормативном
акте - кодексе деловой этики. Организациям рекомендуется, в первую
очередь, предусмотреть специальные антикоррупционные стандарты в
сферах:
• получения и дарения подарков, незаконного вознаграждения;
• иной оплачиваемой деятельности и владения ценными бумагами;
• спонсорской, благотворительной деятельности, взносов на политические
цели, а также пожертвований политическим партиям;
• использования информации ограниченного доступа.
3.5. Введение процедур проверки контрагентов и введение в договоры
антикоррупционных оговорок. Для этого организациям предлагается
внедрение системы оценки добросовестности контрагентов – процедуры,
которая в специальной литературе получила название дью-дилидженс.
Такая оценка необходима для того, чтобы определить коррупционные риски,
которые могут возникнуть при взаимодействии с проверяемой организацией.
Организациям также рекомендуется включать в договоры и контракты с
любыми контрагентами антикоррупционную оговорку.
3.6. Антикоррупционное обучение работников. Несмотря на то, что
основные функции по предупреждению коррупции возлагаются на конкретные
подразделения или сотрудников, об антикоррупционных мерах, принятых в
организации, должен быть информирован широкий круг работников. Для этого
предлагается проводить антикоррупционное обучение сотрудников, и даются
практические рекомендации по его организации.
3.7. Мониторинг эффективности реализации мер по предупреждению
коррупции. Помимо вышеперечисленных мер, в документе уделяется
внимание необходимости проведения антикоррупционного аудита отдельных
сделок, настраиванию каналов получения информации о возможных
коррупционных правонарушениях, ведению бухгалтерского учета, а также
взаимодействию организаций с правоохранительными и государственными
органами в целях противодействия коррупции.